Ольга Антонова: "Люблю побаловаться на сцене!", беседовала Светлана Мазурова
"Санкт-Петербургский Курьер" № 21, 25 - 31 мая 2006 года

В репертуаре Театра Комедии им. Н.П. Акимова недавно появился новый спектакль -- "Гарольд и Мод", поставленный режиссером Григорием Козловым Это бенефис народной артистки России, любимицы театральной публики Ольги Антоновой, отметившей 40-летие работы в театре на Невском. Актриса, обладающая редким трагикомическим дарованием, чей талант ярок, театрален и совершенно уникален, буквально купается в роли 80-летней бабульки, экстравагантной, доброй и непредсказуемой оптимистки Мод...

* * *

-- Ольга Сергеевна, с Козловым вам повезло?

-- Повезло. Я смотрела Гришины спектакли, встречалась с ним в театральном институте. И однажды попросила его почитать пьесу. Я видела несколько постановок "Гарольд и Мод". Французскую с Мадлен Рено. Спектакль шел у нас в Театре комедии, Мод играла Елена Юнгер. Драматургия очень интересная. Лет семь назад Саша Баргман предложил мне: "Давайте сыграем!" Но тогда мы не смогли никого уговорить на постановку... Репетировали легко. Григорий позволил нам попробовать все, что было в наших фантазиях, добавил свое, что расширило диапазон ролей. Мы все буквально купались в работе, сдружились и полюбили друг друга.

У меня такой характер, что каждый раз, приступая к работе над ролью, я уверена, что мне ее не поднять. Отчаиваюсь. И вдруг наступает момент... Беру себя в руки и пытаюсь что-то сделать, пробиться в какое-то третье измерение, что и есть Театр.

-- Кроме Театра Комедии, вы играете еще в двух -- в "Приюте комедианта" и в "Русской антрепризе" имени Андрея Миронова. Актерам всегда кажется, что у них мало работы. Знаю, что вы читаете много пьес, ищете роль для себя...

-- К сожалению, когда репетировали "Гарольда и Мод", мне пришлось отказаться от хорошего предложения, потому что мы совпадали по выпуску. Но скоро будем работать с Натальей Колотовой, ученицей Льва Додина, поставившей интересную пьесу Ноэля Коуарда "Сенная лихорадка" в театре Миронова (я очень люблю там свою роль!). Сейчас появляются хорошие молодые драматурги. Есть хорошие пьесы. Смешно, наверное, но я бы, скорее, хотела их поставить, чем в них сыграть, потому что там мне не особенно много места. Понравилась пьеса Смирнова-Охтина "День, который полон радости". Там есть роль для меня. Мечтаю сделать ее с каким-нибудь режиссером.

Все-таки я больше люблю трагикомические роли. Люблю, чтобы люди смеялись. Люблю побаловаться. Играть чистую трагедию, страдать, тосковать -- ненавижу! Мне скучно. Когда люди начинают рвать волосы на себе, порой это бывает так пафосно, что в ответ делается смешно (хотя мой смех будет не к месту). Ненавижу и глупую комедию. Люблю замес, смешение жанров.

-- Что-то совсем не видно вас в кино...

-- Я не страдаю от этого. Счастлива тем, что мне удалось поработать в кино с Петром Фоменко, Кирой Муратовой, Александром Прошкиным, Львом Кулиджановым, Кареном Шахназаровым. Не самые худшие режиссеры! Не каждому актеру посчастливится попасть к таким великолепным мастерам. И в театре мне повезло встретиться в работе с Фоменко, Романом Виктюком, Михаилом Левитиным, Виктором Титовым, Вадимом Голиковым, Геннадием Тростянецким, Львом Стукаловым... Боюсь кого-то не назвать, обидеть. Я не должна ни о чем тосковать, грех жаловаться. Свое получила с лихвой. Дай бог каждой начинающей актрисе столкнуться с такими режиссерами, как довелось мне.

Предложения есть, но все какие-то... Видно, надо ухватить возрастной переход и все-таки сыграть интересную роль, "мою". Отказываюсь сниматься там, где убийства, смерть, отравления, сумасшедший дом -- словом, все то, что сама не хочу смотреть на экране, сразу переключаю каналы. А если я сама не хочу смотреть, значит, и сниматься в таком не буду. Я снялась недавно в фильме "Господа присяжные" про адвоката Кони. Сейчас этот же режиссер Евгений Иванов вызвал меня на пробы своего нового фильма, опять же костюмного, говорит, что ему понравилась моя работа и он написал роль специально для меня.

* * *

-- В спектакле "Мужчины в ее жизни" прямо во время действия вы довольно быстро нарисовали портрет своего партнера. Помню, как зал взорвался аплодисментами! Выходит, у вас еще один талант -- художника?

-- Когда Виктор Титов ставил этот спектакль (моя героиня -- художница), то посоветовал мне: говори текст и рисуй в это время портрет своего партнера. Так и сделала. Получилось похоже, актеры даже взяли те портреты на память. Это было для меня совершенной неожиданностью. Какой-то гипноз!

Я не художница, иначе бы сидела и рисовала. У меня муж художник. Мне никогда не перепрыгнуть его. А я просто балуюсь. Делаю шаржи на своих домашних, кота, на друзей, коллег. Рисую, когда мне хочется что-то вышить. Может, и настанет время, когда я что-нибудь напишу, не обращая внимания ни на чьи отзывы о моих способностях. У меня было несколько картинок, их подруги растащили.

-- А с "Кавалер-дуэтом" вы еще и поете...

-- Да. Я попробовала попеть с ребятами романсы, они сказали: "Вы можете спокойно, не боясь, петь в спектакле". Ну я и стала петь в "Недосягаемой". В общем, актриса, ничего не умея в жизни, на сцене в образе вдруг начинает уметь все...

* * *

-- Дом № 56 на Невском, где мы сейчас разговариваем, стал для вас родным с рождения...

-- Это так. В детстве я жила по соседству с "Домом Елисеевых", по лестнице служебного входа "Комедии" поднималась в свою коммуналку на шестом этаже. Спустя несколько лет, после окончания театрального института, вошла в труппу театра, гремевшего на весь город, успела сыграть у Николая Павловича Акимова. И поныне это мой дом. Даже когда нам с мужем в молодости негде было жить, театр приютил нас, поселив в бывшей сапожной мастерской.

Сейчас я живу на Малой Морской, бывшей улице Гоголя, около Исаакиевского собора. Из моих окон -- вид на "Англетер", гостиницу, где прошли последние дни жизни Есенина. Когда погода теплая, иду в свой театр пешком, не спеша. Если опаздываю, еду на троллейбусе.

-- Что для вас Петербург?

-- Все улицы тут мне родные. Я считаю, что город очень влияет на внутреннюю культуру человека, у него есть своя энергетика. Представляете, какие личности здесь ходили? Когда иду мимо домика Пушкина, всегда думаю о том, как Александр Сергеевич шагал по этим мостовым, по этим камням, заходил накануне дуэли в кондитерскую, прикасался к этим перилам... А на Фонтанке жила Ахматова. Я все это люблю, с этим живу. И дед мой был петербуржцем, и папа, писатель Сергей Антонов, -- ленинградцем (по сценариям С. Антонова снято несколько фильмов: "Дело было в Пенькове", "Порожний рейс", "Разноцветные камушки", "Овраги", "Васька"... -- От автора.). Иду по улице за Витебским вокзалом. Там несколько домов принадлежали моим двоюродным бабкам. На Бронницкой стоит дом, построенный моим прадедом, рядом с ним находится лор-клиника. Он принадлежал моей бабушке, после революции ей оставили одну комнату, где она и умерла перед войной.

Люблю все набережные, сказочную Новую Голландию, удивительные места на Петроградской стороне, Крестовский остров: озера, заливы, пруды, парки. В детстве я проводила свободное время в ЦПКиО, зимой каталась на катке, летом -- на лодке. Жалко, что сейчас Крестовский остров застраивается новыми домами с новыми русскими. Боюсь, что в один "прекрасный" день они там поставят ворота и сделают свой городок.

Я не выхожу из дома в День города. Не хочу видеть людей с банками пива в руках. Может быть, они дивные. Но я испытываю одиночество в толпе, она пугает меня. Как говорится, не пивом единым... Мне нравится общаться с городом в ранние утренние часы субботы, воскресенья, когда нет потока машин. Какой он прекрасный, сказочный! Вдруг начинает стряхивать с себя пыль, поворачиваться к тебе лицом, видя, как ты с ним общаешься. Нет поры прекраснее, когда появляются первые зеленые листья, клейкие, яркие, будто вымытые. Восхитительно. Город, конечно, влияет на психику человека. Это не всегда замечаешь. Но когда приезжаешь в другие города, вдруг видишь, чувствуешь разницу, насколько мой Петербург высок духом, вкусом, насколько он неповторим.

Новости
Репертуар
Спектакли
Труппа
История
Пресса
Контакты
Друзья
Гостевая


© СПб академический ТЕАТР КОМЕДИИ им. Н.П.Акимова, 2003. Все права защищены.
 
Дизайн Анны Полонской