Светлана Карпинская: Я всегда иду вперёд, беседовала Елена Седова// "Шанс" № 87, 22 июля 2005 года

После отпуска продолжил свой юбилейный, 75-ый сезон Театр Комедии. Среди спектаклей, которыми в жаркие летние дни театр радует своих зрителей, премьера этого сезона «Ретро» – история о том, как молодые супруги придумали женить отца, для чего устроили в квартире разом свидание с тремя «невестами». Роль одной из «невест», эксцентричной экс-балерины исполняет заслуженная артистка России Светлана Карпинская, любимая многими поколениями телезрителей как «девушка без адреса»…

Светлана Алексеевна, как Вам кажется, на какого зрителя рассчитан спектакль, интересен ли он молодым?
Мне кажется, постановка вопроса: «для какого зрителя» вообще не верна. Возьмите газету – в каждой есть рубрика «Клуб знакомств». И там пишет 19-летняя девочка: «я стройная, красивая, хочу познакомиться…». Пишут 30-ти, 40- летние… 50-ти, 60-летние дамы и мужчины хотят познакомиться не для любовных амуров, а для того, чтобы не быть одинокими. Поэтому, мне кажется, что эта история интересна для любого зрителя. Там же есть еще молодая пара; дочь, которая пересматривает своё отношение к отцу. И потом, спектакль не зря называется «Ретро»… Ностальгия и прелесть ушедшего, они всегда живут в душах людей…

Над Вами тоже властна прелесть ушедшего? Вы перебираете воспоминания, памятные вещи?
Ничего подобного! Я всегда иду вперед! Я, конечно, вспоминаю своих друзей, школьных подруг, которых уже нет со мной, я даже жалею, что забросила дневник, который вела одно время. Но мой организм, моя природа не приспособлены ни к какой рефлексии, разъеданию, ни к какой достоевщине. Это абсолютно мне не свойственно. Я – человек очень современный. У меня взрослая дочь, двое внуков. Я не могу сказать, что живу их интересами, но всегда понимаю, чем они занимаются. Мне далеко не всё нравится, потому что мне это просто не любопытно, но я не ворошу подолгу воспоминания, никогда не ностальгирую, никогда не думаю: «если бы да кабы». Я не знаю интернет, но уже знаю, что в интернете модно, что модно в каких-то компьютерных играх… Я даже знаю их музыку! Я ее не люблю, это верно. Но я вообще привержена классике, в этом смысле я консервативна до последней степени. Я люблю классическую музыку, люблю филармонию, Мариинку, Капелллу…

У Вас вообще такой классический, консервативный вкус, или только в музыке?
Пожалуй, и в литературе тоже. Вот все читают Коэлье. Это, конечно, мило, но чтоб я этим увлекалась? Нет! Я уж не говорю про Маринину, это совершенно не для меня. Я стала читать Акунина – это вообще не литература. Я начинаю сердиться, кричать! Я не могу читать этот хлам, у меня нет для этого времени! Я очень берегу свое время. Я лучше потрачу его на музыку, на внука, на театр…

Часто ходите в театр «в качестве» зрителя?
Я бы не сказала. Я очень редко хожу в драматический театр. Наверное, это не хорошо, но мне… не хочется. Вот в оперу, в балет, в филармонию я побегу, а чтобы я пошла в театр смотреть… Я, как уже доложила, консерватор, я не люблю формальный театр, я люблю актеров. А сейчас век режиссуры, который, я думаю, когда-нибудь кончится… У меня нет особенных кумиров, но когда я смотрела «Соло для часов с боем», я бы с величайшим удовольствием каждому из этих дивных артистов сказала: «Вы изумительны, вы прекрасны, вы чудная»! А когда артистов нет, а я вижу все режиссёрские «швы» – зачем мне это смотреть… Когда я прихожу в театр, я не хочу скучать.

Под влиянием чего сформировались Ваши пристрастия в искусстве?
Знаете, я была воспитана на очень хороших, замечательных актерах кино – Вивьен Ли, Роберт Тейлор, великий Габен. В театр я ходила редко. Мамочка меня маленькую водила, но мне почему-то всегда казалось, что на сцене неправильно, громко говорят, было скучно. А в фильмы я всегда погружалась полностью. До сих пор очень люблю немое кино. В восемь лет я влюбилась в Грету Гарбо! То есть, у меня был вкус. И я после этого должна смотреть какую-то дрянь? Эти чудовищные сериалы «Дети Арбата», «Московская сага», это же жуткое дело!
Я видела наших великих актеров – Филиппова, Жарова, Раневскую видела в театре, изумительного Черкасова. Кстати, я молоденькая была, снималась в кино, и однажды где-то за кулисами встретила Черкасов. Он был такой высокий, такой чудный, мне почему-то руку поцеловал…
Кто мне нравится из современных актеров? Не то чтоб он мне так сильно понравился, но меня поразил своей природой Сергей Бодров, который погиб… Но когда я посмотрела «Брат», я подумала, что это вредный фильм, ужасный! Он же там делает оружие, он учит моих детей–моих внуков убивать! И при этом он такой обаятельный! У меня сразу возникло отторжение.

Вы действительно думаете, что фильм, спектакль могут чему-то научить зрителя, плохому или хорошему?
На детские умы это обязательно влияет. Потому что, когда везде, в компьютерных играх, в кино, льется кровища, то детский ум воспринимает это как само собой разумеющееся. Я не знаю, поднимают ли этот вопрос в Думе, но если бы я там заседала, я бы обязательно выступала против распутства, против порнографических сюжетов, против убийств на телеэкране.

У вас консервативный вкус и такие высокие критерии…
Ну что ж делать…

Наверное, комплименты, слова благодарности, которые говорят зрители, не имеют для Вас особенного значения.
О, нет! Я же женщина, я обожаю комплименты. Вот я захожу в гримерную – а там стоит букет роз. Поклонники принесли. Вы думаете, мне это не приятно? Мне очень приятно! Обожаю внимание, цветы, розы, аплодисменты, добрые слова! Когда слышу комплименты – просто таю. Но, с другой стороны, я быстро об этом забываю. Я сама себе свой «высший суд». Я раньше и лучше всех вижу все свои ошибки, если что-то не так сделала. И поэтому я не люблю никаких замечаний.

Мне всегда казалось, что каждая роль помогает актёру понять что-то про самого себя… С этой точки зрения, у Вас интересная работа в «Ретро»?
Эта роль предполагает множество граней соприкосновения с моим характером. Бесчисленное множество! Ну, например, я люблю играть Островского (Дарья Федосеевна в спектакле «Не всё коту масленица»). Там есть одна – две моих черт. Она тоже мать, ее русская природа тоже мне близка. Но в «Ретро», мне кажется, диапазон несравненно шире…

Новости
Репертуар
Спектакли
Труппа
История
Пресса
Контакты
Друзья
Гостевая

 


© СПб академический ТЕАТР КОМЕДИИ им. Н.П.Акимова, 2003. Все права защищены.
  Дизайн Анны Полонской