Миронова В. Театру Комедии им. Н.П. Акимова - 75 лет!

Театральный Петербург № 17, с 16 по 31 окятбяря 2004 года

Театр комедии ведет свое летоисчисление с 1 октября 1929 года, когда был показан публике спектакль "Шулер" В.Шкваркина в постановке Д. Гутмана с участием теаджаза Л. Утесова. Театр менял свое название несколько раз: Театр сатиры, Театр сатиры и комедии и, наконец, с 1932 года - Театр комедии, ныне академический и носящий имя Н.П.Акимова.
Как следует из названия, «специальность» театра - комедия, жанр, всенародно любимый, притягательный для всех слоев общества, и на недостаток зрителей ему традиционно не приходилось и не приходится жаловаться (хотя в годы творческого застоя, а таковые были в его историй, театр испытал, что такое «пустой зал»). Да и само место, где находится театр, - Невский проспект, рядом Елисеевский магазин, напротив – Екатеринский сад,- овеяно историей и окружено легендами, что также при-тягивает зрителей. По-профессорски строгие КРИТИКИ подчас были склонны объяснять высокую посещаемость и состав публики (дескать, ходят сюда преимущественно командировочные, приезжие, полуинтеллигенция) именно удачным расположением театра. Но мемуаристы свидетельствуют, что в начале 1930-х годов на спектакли с участием Е.Грановской собиралась весьма просвещен-ная культурная публика, а зрители со стажем помнят, кто заполнял зрительный зал театра, когда его руководителем, был Николай Павлович Акимов: студенты, профессура, молодые специалисты. Да и сейчас, когда процент случайных посетителей велик в каждом театре, Т.Казаковой, нынешнему главному режиссеру Театра комедии удалось привлечь своих зрителей, тех, кто готов к содержательному диалогу со сценой, а не к бездумному восприятию легкомысленных пьесок с песнями и танцами или криминальных комедий с отвязными героями.
Ставка на комедию выигрышна, но только тогда, когда есть режиссер, увлеченный этим «несерьезным» жанром, обладающий жанровым чутьем, умеющий ставить и высокую комедию, и фарс, и водевиль. Таким режиссером был Николай Павлович Акимов, руководивший театром комедии с 1935 года почти четверть века. Здесь он создал свод знаменитые спектакли, от «Валенсианской вдовы» Лопе де Вега и «Две-надцатой ночи» Шекспира в 1930-е годы, «Пестрых рассказов» по Чехову и «Дон Жуана» Байрона в 1960-е.. Здесь он «открыл» пьесы-сказки Евг.Шварца «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо». Здесь, в стенах театра, пытался воспитать новых отечественных комедиографов и представить их пьесы на суд публики. Труппа в те годы считалась самой интеллигентной, а актрисы- самыми красивыми в Ленинграде.
Художественно-театральную жизнь Ленинграда в течение нескольких десятилетий трудно было представить без ярких зрелищных, подчас парадоксальных акимовских спектаклей, без его остроумных афиш, извещавших о премьерах, без его актеров, любивших и умевших играть комедию. Славу и успех вместе с режиссером делили Е.Юнгер, И.Гошева, И.Зарубина, А. Бениаминов, С. Филиппов, А.Савостьянов, П.Суханов, К.Злобин, И.Ханзель. Позже стиль и уровень акимовских постановок достойно поддерживали актеры нового поколения - В..Карпова, Л. Люлько, С. Карпинская, Г.Воропаев, Л.Милиндер, В. Никитенко, Л.Леонидов, Л.Лемке. Несколько сезонов у Акимова играли Э. Гарин, Б.Тенин, Л.Сухаревская, О.Аросева, Н. Трофимов.
Акимовский период называют «золотым веком» в истории этого театра. Личность руководителя определяла лицо театра, от репертуара и стиля актерской игры до взаимоотношений со зрительным залом, и привычными стали такие понятия, как "театр Акимова", "акимовский актер". В память об Акимове театр носит его имя, акимовская легенда незримо, но ощутимо живет в
стенах этого театра. После смерти руководителя труппа ждала повторения или по крайней мере продолжения того прекрасного прошлого, ко-торое было связано с именем Акимова. Но ни повторения, ни продолжения просто быть не могло: Акимов представлял редкий тип художника-режиссера, опыт которого не передается ученикам или преемникам. Каждый новый режиссер приходил сюда со своим видением театра, отличным от акамовского, и по-своему выстраивал репертуар, иначе понимал место художника и актера в спектакле (из послеакимовских руководителей только Ю.Аксенов пытался попасть в русло акимовской традиции, но без заметного художественного результата).Такие образом, ожидания труппы не оправдывались, что и приводило к недовольству, к конфликтам и к расставаниям с очередным главным режиссером: сначала с В. Голиковым, позше - с П.Фоменко.
Не нашел понимания и поддержки «филологический» театр В.Голикова- Голиков, режиссер с университетским образованием, тяготел к серьезной высококлассной литературе, и репертуар Театра комедий тех лет выглядел непривычно: "Тележка с яблоками" Б. Шоу, «Село Степанчиково и его обитатели» Ф.Достоевского, «Романтики» Э.Ростана, "Горячее сердце" А.Островского. Его парадоксальная постановка «Горячего сердца» вызвала полемику в прес-се и некоторый испуг в официальных театральных кругах: в конце концов спектакль сняли с афиши. Такая же судьба постигла «Концерт для…» М.Жванецкого в постановке М.Левитина. Первая работа П. Фоменко – «Этот милый старый дом» А.Арбузова - вселяла надежды на будущий «союз двух сердец»- режиссера и труппы. Спектакль с превосходным актерским ансамблем - О.Антонова, И. Зарубина, Г. Воропаев, В. Харитонов - был тепло встречен публикой и критикой и прочно вошел в репертуар театра. Но, как и Голиков, Фоменко недолго задержался на посту главного режиссера.
Как ни кратковременно было пребывание Голикова и Фоменко в Театре комедии, они оставили здесь свой след. Им удалось вернуть публику в зрительный зал и вывести труппу из оцепенения (театр конца 1960-х годов
окрестили "музеем мадам Тюссо". В их спектаклях раскрылись таланты актеров нового поколения - 0. Антоновой, 0. Волковой, В.Гвоздицкого, В. Захарова, С.Дрейдена, да и ветераны акимоской плеяды, как, например, И.Зарубина и Г.Воропаев, подтвердили свой высокий исполнительский класс.
Т. Казакова. пришедшая в качестве главного режиссера в 1995 году, действовала с присущей женщине интуитивной мудростью, постепенно и осторожно двигаясь к намеченной цели . Она не клялась именем Акимова и не отрекалась от него, и в первый же сезон так сформулировала свою программу: "Мне бы хотелось вернуть в театр то, что было при Акимове: первоклассную труппу, хорошую литературу, эстетическое отношение к действи-тельности - и той, что происходит на сцене, и той, что растворена во всей жизни театра...» За прошедшие почти десять лет ей многое удалось. На афише действительно хорошая литература: кроме Шекспира, Сухово-Кобылина, Уайльда, незнакомая зрителям пьеса К. Гольдони "Влюбленные", «Деревенская жена» У.Уичерли, остроумная английская комедия, не имевшая сценической .истории в России, пьеса израильского автора И. Бар –Йозефа «Трудные люди». Казакова рискнула вернуться к знакомым по акимовскому театру произведениям - к "Тени" Евг. Шварца и "Свадьбе Кречинского» и предложить свою оригинальную интерпретацию.
Труппа театра, может быть, еще не первоклассная, но крепкая, в составе - популярные в городе и стране мастера: М.Светин, И.Мазуркевич, А.Равикович. За последние годы зрительское признание обрели актеры С. Русскин, Е.Баранов, Н.Андреева, А. Ваха, С. Кузнецов, Е. Руфанова. Дебют молодой актрисы К. Каталымовой в "Докторе философии" был отмечен в 2003 году премией "Золотой софит".
Словом, у театра есть настоящее, а не только богатая история и за-видное прошлое, есть и надежды на будущее. По крайней мере, коллектив встречает юбилей в хорошей творческой форме.


Новости
Репертуар
Спектакли
Труппа
История
Пресса
Контакты
Друзья
Гостевая


© СПб академический ТЕАТР КОМЕДИИ им. Н.П.Акимова, 2003. Все права защищены.
 
Дизайн Анны Полонской