Екатерина Омецинская
СОЮЗ РЫЖИХ

"Новости Петербурга" № 50 26.12.2006 - 1.01. 2007

Пьесу Джона Миллингтона Синга, положенную в основу премьерного спектакля «Удалого молодца - гордости Запада» Театра Комедии имени Николая Акимова, хочется с интонациями Броневого из «Покровских ворот» определить как «ис-торр-рию, леденящую кровь». Хотя зрителю есть над чем посмеяться в течение двух с половиной часов, мораль новоиспеченной комедии явно не комедийная…
Ирландскому пареньку Кристоферу Мехоуну (Алексей Красноцветов) не позавидуешь. Его жизненно активный папаша затюкал сынка до тысячи и одного комплекса. Мальчишка не стерпел, в свою очередь тюкнул папу заступом по голове и сбежал с места преступления в полной уверенности, что прикончил родителя. Неожиданный приют он находит в Богом забытой деревеньке, где молодого незнакомца, за которым числится «мокрое дело», все начинают почитать героем – «удалым молодцом». Кристоферу это неожиданное «признание» помогает избавиться от неуверенности и комплексов: он расправляет плечи, влюбляется в девицу Маргарет (Елизавета Александрова), побеждает на скачках и собирается жениться. И все бы ничего, да на пороге будущего семейного очага появляется недобитый папаша собственной персоной…
Постановка режиссера Владимира Золотаря и художника Олега Головко очень похожа на сказку для взрослых. Этакая история про ирландского Ивана-дурака. География происходящего на сцене настойчиво подчеркнута множеством рыжих париков всевозможных оттенков. Исключение сам герой – «белая ворона»: он нежен, поэтичен и мечтателен. А рыжие – люди недалекие, пьющие и очень шумные. Однако свою выгоду они знают хорошо, особенно вдова Куин (Татьяна Полонская) и бывший жених Маргарет Шон Кьоу, сыгранный Виталием Кузьминым. Кстати, именно эта великолепная парочка, связанная по сюжету родственными узами, постоянно вызывает оживление и смешок в зрительном зале. Другие герои (за исключением отцов Кристофера и Маргарет – Бориса Улитина и Валерия Никитенко) по отдельности получились опереточно скучными и безликими. Но сила рыжих, видать, таится в объединении. Как только они узнают, что их герой совсем и не герой, весь кагал, включая невесту, ополчается на бедолагу Кристофера, которому ничего не остается, как повторно «приласкать» папочку лопатой по «кумполу». Имидж-то надо поддерживать! Но рыжим парень опять не угодил: теперь они осуждают его за то, что он у них на глазах убил родного отца. Может, они вспомнили дразнилку «рыжий, рыжий, конопатый убил дедушку лопатой» и… обиделись?..
На Кристофера сходит просветление – он вдруг понимает всю подлость и лицемерие людское, а заодно и преимущество грубой силы перед поэзией. И теперь воспитанный жизнью герой мастерски командует своим стариком, который оказался неожиданно живучим и, как оказалось, только командного тона от сына и ждал. Они удаляются восвояси, оставив недавнюю невесту Маргарет, поносившую Кристофера вместе со всеми, в тоске и печали.
Первое действие «цепляет» разве что названным выше дуэтом. Отечественный зритель плохо «ловит» ирландские национальные приколы и явно считает сюжет и героев идиотскими. Зато после антракта, когда непонятная история начинает обретать смысл, публика становится более заинтересованной и устраивает в финале овацию. Гарантии, что на досуге зрители станут размышлять о неожиданно серьезных смысловых поворотах спектакля, конечно, никто дать не может, но толчок к этому «Удалой молодец» дает. И для театра, в котором зрители давно привыкли только смеяться, это очень хорошо…

Новости
Репертуар
Спектакли
Труппа
История
Пресса
Контакты
Друзья
Гостевая


© СПб академический ТЕАТР КОМЕДИИ им. Н.П.Акимова, 2003. Все права защищены.
 
Дизайн Анны Полонской